Если магомед не идет. «Если гора не идет к Магомету, Магомет идет к горе» — значение, происхождение пословицы


Обычно происхождение этого выражения связывают с одним из рассказов о Ходже Насреддине - герое восточного фольклора, известном выдумщике и острослове.
Так, в одном из арабских сборников (примерно 1631) говорится о том, как Ходжа Насреддин Джоха-эль-Руми (полное имя Насреддина на арабском языке) однажды решил выдать себя за святого. Когда его спросили, как он это докажет, он ответил, что может приказать пальмовому дереву подойти к нему, и оно повинуется. Когда же чуда не произошло, то Ходжа сам подошел к дереву со словами: «Истинные пророки и святые лишены высокомерия. Если пальма не идет ко мне, то я иду к ней».
Иногда встречается другая версия этой же фразы: «Если пальма не идет к Джохе, так Джоха пойдет к пальме».
В современном варианте это выражение вошло в европейские языки благодаря известному английскому ученому и философу Фрэнсису Бэкону (1561 - 1626), который в своей книге «Нравственные и политические очерки» (1597) привел собственный вариант рассказа о Ходже, заменив последнего на самого пророка Магомета. В очерке «О смелости», содержащемся в этой книге, Магомет обещает народу сдвинуть гору, но, когда это не удается, говорит: «Что ж, так как гора не хочет идти к Магомету, то Магомет пойдет к ней».
Иносказательно: о желании сделать первый шаг к решению проблемы, возникшей в отношениях с партнером, оппонентом и пр. (самоирон.).

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» .Вадим Серов .2003 .

Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе

Существуют различные объяснения этого происхождения.Пологают, например, что оно восходит к одному из анекдотических рассказов, связанных с Ходжой Насреддином, любимым героем ближневосточного фольклора, Однажды, когда он выдавал себя за святого, его спросили, каким чудом он может это доказать. Насреддин ответил, что он велит пальмовому дереву приблизиться к нему и оно послушается. Когда чудо не удалось, Насреддин направился к дереву со словами: "Пророки и святые лишены высокомерия. Если пальма не идет ко мне, я иду к ней". Рассказ этот находится в арабском сборнике, относимом предположительно к 1631 г.

Другой рассказ находится в записках известного путешественника Марко Поло (1254-1324), первое издание которых на латинском языке вышло без обозначения места и года; предположительно: Венеция или Рим, 1484. Марко Поло рассказывает, что некий багдадский сапожник взялся доказать халифу Аль-Муетасиму преимущества христианской веры и якобы сотворил чудо: гора по его зову двинулась в его сторону. Один из исследователей полагает, что европейский вариант этой восточной легенды заменил пальмовое дерево горой в силу христианской традиции, утверждающей, что вера горами двигает (Первое послание апостола Павла к коринфянам,13,2). Наконец, уже в 1597 г. английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626) в своих "Нравственных и политических очерках", в очерке "О смелости" рассказывает, что Магомет обещал народу силою сдвинуть гору и, когда ему это не удалось, сказал: "Что ж! так как гора не хочет идти к Магомету, Магомет пойдет к ней".

Словарь крылатых слов .Plutex .2004 .

Магомет на горе.

Скорее всего смысл данного выражения понятен каждому человеку, но о происхождении знаменитого выражения известно не каждому человеку. Поэтому стоит разобраться как же появилось на свет такое интересное выражение и кто является его автором?

Происхождение выражения «если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе»

Существует несколько версий происхождения этого выражения. Первая из них связана с известным героем восточных сказок Ходжой Насреддином. Записи об этой истории датированы началом XVII века. Как-то раз Насреддин заявил, что он святой и может совершить любое чудо. В знак подтверждения этого он согласился дать приказ пальмовому дереву приблизиться к нему и оно должно было в точности выполнить указание «святого». Конечно, дерево и не подумало двигаться и спокойно стояло на своем месте. Тогда Ходжа Насреддин сам встал и пошел к нему. В ответ на все насмешки он ответил, что святые не высокомерны и если пальма не может подойти к нему, то он сам подойдет к пальме.

Вторая версия связана с именем знаменитого мореплавателя и путешественника Марко Поло. Описал он ее в своих записках, первая версия которых вышла в конце XV века. В них рассказывается о том, как один багдадский сапожник решил доказать халифу величие христианской веры и ее превосходство над всеми остальными. Сапожник приказал горе немедленно подойти к нему и произошло чудо: она повиновалась. Обе версии не дают точного воспроизведения выражения и являются, скорее, прародителями метаморфированной позже пословицы .

Третья версия наиболее близка к оригиналу. Ее описал в своей работе английский ученый Фрэнсис Бэкон. Поговорка появилась в результате неисполнившегося пророчества. Автором высказывания, по его словам, является сам пророк Магомет – основатель исламской веры. Посланник Аллаха на Земле решил доказать могущество своей веры, приказав подойти к нему горе. Когда это, разумеется, не удалось сделать, он сам пошел к непокорной горе со словами: «Если гора не идет к Магомету, то Магомет пойдет к горе».

Человек должен смирить свою гордость и пойти на уступки, если того требуют обстоятельства.

  • ⚜ Не будь чересчур гордым
  • ⚜ Гроша не стоит, а глядит рублём
  • ⚜ Кувшин гордился пока не разбился
  • ⚜ Коли нечем гордиться - не лучше-ль смириться

С читается, что поговорка, широко распространенная в русской народной речи, родилась в мусульманских странах. Полный текст пословицы таков:

  • ⚜ Если гора не идёт к Магомету, то Магомет идёт к горе

Предположительно, истоки этого высказывания нужно искать в Коране. Существуют различия объяснения её происхождения. Одно из них связано с именем героя восточного фольклора Ходжой Насреддином.

Однажды, когда тот выдавал себя за святого, его спросили, каким чудом он это сможет доказать. Насреддин ответил, что велит пальмовому дереву приблизиться и оно послушается.

Когда чуда не произошло, Насреддин направился к дереву со словами: «Пророки и святые лишены высокомерия. Если пальма не идет ко мне, я иду к ней».

А нглийский философ XVII века Френсис Бэкон в «Нравственных и политических очерках» писал, что пророк Мухаммед (Магомет) однажды попытался приказать горе приблизиться к нему. Но гора осталась на месте.

Тогда мудрый Магомет понял, что даже ему не всё подвластно, и сам пошёл к горе со словами: «Что ж, если гора не хочет идти к Магомету, Магомет пойдёт к горе».

* * * * * *

Смысл пословицы в том, что иногда приходится идти на разумные уступки, чтобы сдвинуть дело с мёртвой точки.

Теперь остаётся всего каких-нибудь тридцать часов езды, чтоб свидеться... Я... люблю верить, что если гора нейдет к Магомету, то Магомет должен идти к горе.

Ахшарумов Николай Дмитриевич. «Чужое имя»

Если гора не идёт к Магомету, то Магомет идёт к горе

Человек должен смирить свою гордость и пойти на уступки, если того требуют обстоятельства.

❀ ❀ ❀

Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе
Обычно происхождение этого выражения связывают с одним из рассказов о Ходже Насреддине - герое восточного фольклора, известном выдумщике и острослове.
Так, в одном из арабских сборников (примерно 1631) говорится о том, как Ходжа Насреддин Джоха-эль-Руми (полное имя Насреддина на арабском языке) однажды решил выдать себя за святого. Когда его спросили, как он это докажет, он ответил, что может приказать пальмовому дереву подойти к нему, и оно повинуется. Когда же чуда не произошло, то Ходжа сам подошел к дереву со словами: «Истинные пророки и святые лишены высокомерия. Если пальма не идет ко мне, то я иду к ней».
Иногда встречается другая версия этой же фразы: «Если пальма не идет к Джохе, так Джоха пойдет к пальме».
В современном варианте это выражение вошло в европейские языки благодаря известному английскому ученому и философу Фрэнсису Бэкону (1561 - 1626), который в своей книге «Нравственные и политические очерки» (1597) привел собственный вариант рассказа о Ходже, заменив последнего на самого пророка Магомета. В очерке «О смелости», содержащемся в этой книге, Магомет обещает народу сдвинуть гору, но, когда это не удается, говорит: «Что ж, так как гора не хочет идти к Магомету, то Магомет пойдет к ней».
Иносказательно: о желании сделать первый шаг к решению проблемы, возникшей в отношениях с партнером, оппонентом и пр. (самоирон.).

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе

Существуют различные объяснения этого происхождения. Пологают, например, что оно восходит к одному из анекдотических рассказов, связанных с Ходжой Насреддином, любимым героем ближневосточного фольклора, Однажды, когда он выдавал себя за святого, его спросили, каким чудом он может это доказать. Насреддин ответил, что он велит пальмовому дереву приблизиться к нему и оно послушается. Когда чудо не удалось, Насреддин направился к дереву со словами: "Пророки и святые лишены высокомерия. Если пальма не идет ко мне, я иду к ней". Рассказ этот находится в арабском сборнике, относимом предположительно к 1631 г.

Другой рассказ находится в записках известного путешественника Марко Поло (1254-1324), первое издание которых на латинском языке вышло без обозначения места и года; предположительно: Венеция или Рим, 1484. Марко Поло рассказывает, что некий багдадский сапожник взялся доказать халифу Аль-Муетасиму преимущества христианской веры и якобы сотворил чудо: гора по его зову двинулась в его сторону. Один из исследователей полагает, что европейский вариант этой восточной легенды заменил пальмовое дерево горой в силу христианской традиции, утверждающей, что вера горами двигает (Первое послание апостола Павла к коринфянам,13,2). Наконец, уже в 1597 г. английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626) в своих "Нравственных и политических очерках", в очерке "О смелости" рассказывает, что Магомет обещал народу силою сдвинуть гору и, когда ему это не удалось, сказал: "Что ж! так как гора не хочет идти к Магомету, Магомет пойдет к ней".

Словарь крылатых слов . Plutex . 2004 .


Смотреть что такое "Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе" в других словарях:

    Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе - крыл. сл. Существуют различные объяснения этого происхождения. Пологают, например, что оно восходит к одному из анекдотических рассказов, связанных с Ходжой Насреддином, любимым героем ближневосточного фольклора, Однажды, когда он выдавал себя за … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    Если гора не идетъ къ Магомету, то Магометъ долженъ идти къ горѣ. Ср. Теперь остается всего какихъ нибудь тридцать часовъ ѣзды, чтобъ свидѣться... Я... люблю вѣрить, что если гора нейдетъ къ Магомету, то Магометъ долженъ идти къ горѣ. Остается… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Ср. Теперь остается всего каких нибудь тридцать часов езды, чтоб свидеться... Я... люблю верить, что если гора нейдет к Магомету, то Магомет должен идти к горе. Остается только спросить: кто из нас двух находится в неприятном положении горы,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

С первыми лучами солнца, лагерь, раскинувшийся у городских стен, ожил. Караванщики, весело перекликаясь, грузили тюки с товарами на верблюдов. Женщины складывали шатры, гортанными голосами созывая снующих меж поклажи детей. Закричал ишак, ему ответил второй, затем третий и, словно разбуженные их криками, заскрипели, открываясь, городские ворота. Магомет ибн Ахмед, загораживаясь рукавом от пыли, поднятой животными, почтительно поклонился позёвывающему стражнику, — Скажи мне, о, бесстрашный воин великого Багдада, не опоздал ли я на состязание магов и чародеев?
— Ты пришёл вовремя, почтенный путник, — стражник с любопытством и чуть боязливо разглядывал Магомета. – Проходи смело, с участников мы плату за вход не берём…
Когда спала дневная жара, на площадь перед дворцом султана стали прибывать зеваки. Лучшие места достались зрителям побогаче, для которых слуги принесли кресла, и мальчишкам, облепившим крыши соседних домов. Загудели трубы и по дворцовой лестнице, в окружении визирей, спустился правитель.
— Милостью нашего султана, — прокричал седобородый старец в расшитом золотыми звёздами халате, — предлагаем каждому желающему выйти и явить свою магическую силу. Достойнешнего из достойных, ждёт награда!
Толпа заволновалась, и первым из неё вышел юноша в алых шароварах и белоснежной чалме. Магомет, сумевший пробиться в первые ряды, внимательно следил за ним. Молодой маг, с достоинством поклонившись, чуть присел, откинул голову назад и внезапно выпустил изо рта струю огня. Зрители восторженно завопили и затопали ногами. А на смену юноше уже спешил карлик в остроконечном колпаке. Взмахнув рукавами халата, он вызвал сноп искр, из которых выпорхнула прекрасная дева.
— Магрибская чёрная магия, берберское заклятие воды, система зеркал, греческий огонь — вполголоса комментировал Магомет чудеса, являемые волшебниками. Задумчиво жуя финики, купленные у снующих в толпе торговцев, он ждал своего часа. Наконец на площадь, степенно вышел старик с обритой наголо головой, расстелил на земле платок, сел на него и замер, сосредотачиваясь. Мгновение и платок заколыхался, поднимаясь вверх вместе колдуном. На высоте в два локтя движение прекратилось, и бритоголовый поднял вверх руки, словно благодаря небеса, за ниспосланные ими силы. Тут, торопясь, что бы старик не успел спуститься, Магомет бросился к нему. Сунул руку под платок и с силой потянул что-то на себя. Послышался хруст и, под хохот толпы, колдун рухнул вниз. Бормоча проклятия, он попытался вцепиться в обидчика, но Магомет чуть подпрыгнул и взмыл вверх, зависнув над обесчещенным противником. Затем, раскинув руки, словно гигантская стрекоза, Магомет облетел притихшую площадь и, спикировав, приземлился в нескольких шагах от султана.
Зрители взревели от восторга, а оцепеневшая стража забыла, что её долг защищать господина. Только султан, казалось, сохранил спокойствие. Похлопав несколько раз в ладони, он указал Магомету на место подле себя. Почтительно склонившись в поклоне, тот приблизился.
— Воистину, ты достойнейший, — голос правителя оказался глухим и низким. – Будь нашим гостем.
С этими словами он неспешно встал и, поддерживаемый под руки опомнившимися, наконец, слугами, двинулся по лестнице во дворец…
Уже третий вечер, как султан, уединившись в саду с Магометом, вёл с ним неспешные беседы.
— Кажется, я начинаю верить, ты не джин, а человек, — правитель поднял руку, словно останавливая собеседника. – Эта твоя гра…, грави..
— Гравитация, — вздохнул Магомет.
— Да, — кивнул султан. – Может быть, она и существует. Не хочу, что бы нас слышали, но готов даже предположить, что Земля имеет форму шара. Но, как ты, не будучи бестелесным, смог в мгновение ока оказаться у подножия горы, до которой было пятьсот шагов.
— Дозволь пояснить ещё раз, — Магомет принялся писать на изрисованном пергаменте. – Радиус земли приблизительно 6400 километров, длина, к примеру, экватора 40000 километров. За один час точка взятая на экваторе проходит примерно 1700 километров со скоростью, соответственно 1667 километров в час. Значит, используя вращение Земли и оставаясь абсолютно неподвижным я, как может тебе показаться, перемещаюсь.
— Иными словами, если ты не идёшь к горе, то она идёт к тебе?
— Да, никто никуда не идёт! – воскликнул в сердцах Магомет и немедленно осёкся. – Хотя, в какой-то степени и так. Просто представь себе очень большой шар…





Copyright © 2024 Магический портал для всех.