Женьшень: лечебные свойства и применение.  шэнь это что такое шэнь: определение — философия.нэс Определение направления шен-ци по числу ГУА

В соответствии с китайской метафизикой окружающая нас среда представляет собой совокупность энергетических вибраций материальных и нематериальных сущностей всей Вселенной.

Метафизика разделяет энергию материального и нематериального мира, именуемую термином ци на позитивную и негативную, соответственно шен-ци и ша-ци. Как правило эти энергии называют укорочено, например, позитивную энергию именуют просто «ци», а негативную – «ша».

Шен-ци – это , оказывающая на человека положительное воздействие, ша-ци напротив, несёт агрессию и разрушение. Искусство фэн-шуй широко использует в своей философии и практиках понятие энергии ци. Аналогами ци в других культурах являются, к примеру, в Японии «ки», в Индии «прана», в Западной же философии говорят о «воле к жизни».

Необходимость индивидуального определения направления шен-ци

Понятие шен-ци с китайского переводится как «энергия жизни», неудивительно, что это направление является самым мощным, благотворным и жизнеутверждающим. Для каждого человека оно определяется в зависимости от его года рождения, в соответствии с которым определяется так называемое число ГУА, от значения которого и зависит шен-ци. Надо сказать, что ГУА – это магическое число, персональное для каждого человека, оно является своего рода личным ангелом-хранителем. Все числа ГУА подразделяются на две группы: западную (2, 6, 7, 8) и восточную (1, 3, 4, 9). Воспользовавшись несложной таблицей зависимости направления шен-ци от числа ГУА, каждый может узнать своё индивидуальное благоприятное направление. Выяснив своё направление можно перейти к использованию его благоприятного воздействия с помощью искусства фэн-шуй.

Определение направления шен-ци по числу ГУА:

Число ГУА
1 Юго-восток
2 Северо-восток
3 Юг
4 Север
6 Запад
7 Северо-запад
8 Юго-запад
9 Восток

Правильное использование шен-ци

Шен-ци очень мощное направление, являющееся источником огромной энергии. Это направление денег, высокого социального статуса, карьеры несущее при других благоприятных факторах фэн-шуй, богатство и успех в бизнесе. Энергия шен-ци оказывает мощное воздействие, как на деловые, так и личные начинания и если человек стремится к карьерному росту или процветанию бизнеса, то ему необходимо разместить свой рабочий стол в направлении шен-ци, в идеале в этом же направлении должна быть и дверь комнаты (при взгляде изнутри помещения). Садясь за стол переговоров, или совершая важный звонок поворачиваться надо в благоприятном направлении. Желательно даже за обеденный стол каждому члену семьи садиться лицом в направлении своего шен-ци. Вот только спать головой в этом направлении не стоит, ибо энергия ци столь сильна, что расслабиться и заснуть человеку довольно трудно, а если и удаётся погрузиться в сон, то он сопровождается тяжёлыми и тревожными снами. А ведь в погоне за финансовым успехом важно никогда не забывать об отдыхе, уметь забывать о проблемах и сон лучший в этом помощник. И не забывайте, что каждый человек сам может быть источником жизненной энергии и заряжать её окружающее пространство!

Найти иноязычный эквивалент китайскому слову шэнь крайне сложно. Как и во многих других случаях, здесь перевод прежде всего определяется контекстом, в котором это слово используется. Так, Шэнь может быть переведено как дух, бог, бессмертный, душа, разум, божественный и сверхъестественный.

Пока вы живете, ваш шэнь представляет собой дух, направляемый вашим разумом. Если ваш разум находится в неустойчивом состоянии, то о нем говорят синь шэн бу нин, то есть «(эмоциональный) разум и дух не ладят друг с другом». Обыкновенный человек может использовать свой для того, чтобы повысить энергетику своего шэнь, поднять его на более высокий уровень; но в то же время человек должен держать свой эмоциональный разум под контролем . Если И этого человека в состоянии управлять синь, тогда разум в целом сохраняет свою концентрацию и И в состоянии управлять шэнь. Когда же шэнь находится в возбужденном состоянии, он выходит из-под контроля И; об этом состоянии говорят: шэнь чжи бу цин, что означает «дух и воля (вырабатываемая И) не имеют ясности». В очень важно научить свой мудрый И эффективно управлять действиями эмоционального синь. Чтобы достигнуть этой цели, и учатся осво­бождению от эмоций. Только таким образом им удается создать в себе сильный шэнь, находящийся под их полным контролем.

При условии хорошего здоровья вы можете использовать И для того, чтобы защитить собственный шэнь и удержать его там, где он должен находиться, - в Верхнем Даньтяне. При этом даже получивший энергетическую подпитку шэнь находится под контролем. Если же человек очень болен или находится на грани смерти, его И ослабляется, и тогда шэнь покидает свой «дом» и начинает бродить вокруг. После смерти шэнь полностью отделяется от физического тела; тогда его называют уже хунь, или «душа». Нередко используют термин шэнь хунь, потому что хунь возникает из шэнь. Правда, иногда понятие шэнь хунь также применяют к духу умирающего, поскольку в этот момент дух находится между состоянием шэнь и хунь.

Китайцы считают, что, если человека достигает более высокого и сильного состояния, сам человек обретает возможность более острого чувственного восприя­тия, а разум его становится более мудрым и вдохновенным. Обычно мир живых считается миром , а духовный мир после смерти - соответственно . При этом говорят, когда шэнь человека достиг своего высшего состояния, разум этого человека обретает способности, выходящие далеко за пределы нормальных. При этом разум может легко понять идеи, до этого находившиеся вне пределов понимания, как и управлять ими; человек может при этом выработать в себе способность ощущать мир Инь или даже общаться с ним. Такой сверхъестественный шэнь называют лин - этим словом в Китае обычно называют умного и смышленого человека, способного быстро находить общий язык с людьми и тонко разбираться в природе вещей. Также счита­ется, что после смерти этот сверхъестественный шэнь не погибнет вместе с физичес­ким телом. Именно этот сверхъестественный шэнь (лин) будет продолжать удерживать вашу энергию вместе в виде «привидения», или гуй. Вот почему привидение также называют лин гуй, что значит «духовное привидение»; или лин хунь, то есть «духов­ная душа».

Исходя из сказанного выше, видно, что лин представляет собой сверхъестествен­ную часть духа. Согласно верованию, если эта сверхъестественная духовная душа достаточно сильна, она будет жить довольно долго после смерти физического тела и у нее будет множество возможностей к перевоплощению. Китайцы верят, что если человек достиг при жизни состояния или , тогда после смерти его сверхъестественный дух преодолеет цикл перевоплощений и будет жить вечно. Такие духи носят название шэнь мин, что значит «духовно просветленные существа», или просто шэнь, причем в данном случае это слово имеет значение духа, ставшего божественным. Обычно, если умирает простой человек, у которого сверхъестественная духовная душа недостаточно сильна, его дух располагает лишь небольшим временем на поиски нового обиталища, в котором он может возродиться прежде, чем эта энергия рассеется. В этом случае дух называют гуй, или «приви­дением».

И считают, что человек при жизни может использовать свою энергию и для того, чтобы подпитывать, или «вскармливать», шэнь (ян шэнь), укрепляя таким образом лин. Когда этот лин шэнь поднят до соответствующего уровня, воля человека в состоянии заставить его отделиться от физического тела даже при жизни. Когда человек достигает такого состояния, его физическое тело обретает возможность жить многие столетия. В народе тех, кто добился этого, называют сянь, что значит «бог», «бессмертный» или «эльф». Поскольку само слово сянь произошло от понятия шэнь, то иногда сянь называют шэнь сянь, то есть «бессмертными духами». Сянь - это живой человек, шэнь которого достиг состояния , или подобия . После смерти этого человека его дух будет называться шэнь мин.

Основа практики или заключается в том, чтобы укрепить шэнь, подпитать его, вырастить, пока он не созреет достаточно, чтобы отделиться от физического тела. Но чтобы проделать все это, цигунист должен знать, где именно находится шэнь и каким образом его следует сохранять, оберегать, питать и тренировать. Очень важно также представлять себе, где находятся корни вашего шэнь.

Ваш шэнь находится в (во лбу над переносицей), в месте, которое иногда называют «третьим глазом». Шэнь можно укрепить, концентрируясь на Верх­нем Даньтяне. В нашем случае под укреплением понимается сохранение и защита шэнь. Когда разум человека распыляется на мелочи и смущен, его шэнь начинает скитаться без цели. В этом случае говорят, что у человека шэнь бу шоу шэ у что значит «дух не хранится в своем обиталище».

Согласно теории цигун, синь (эмоциональный разум) способен поднять дух; но он же может привести шэнь в смущение, вынуждая его покинуть свое место. Поэтому вы должны постоянно использовать свой И (разум мудрости), чтобы укрощать свой шэнь, контролировать его, сохраняя в положенном месте.

Если в результате занятий цигун ваша ци в состоянии достигнуть шэнь и эффек­тивно наполнить его собой, тогда энергетический уровень шэнь значительно повы­сится, и это в свою очередь будет способствовать . Шэнь - это сила, которая поддерживает в вас жизнь, это своего рода центр управления движением ци. Если шэнь силен, тогда сильна и ци, а вы при этом получаете возможность эффективно управлять ею. Когда же шэнь ослаблен, точно такой же слабой является и ваша ци. При этом тело будет быстро деградировать. С другой стороны, ци поддерживает деятельность шэнь, наполняя его энергией, помогая оставаться ясным, сильным и проницательным. Так что если ци вашего тела ослаблена, таким же слабым будет и ваш шэнь. Ознакомившись с местом расположения вашего шэнь, вы должны понять, где находятся его истоки, а также научиться тому, как подпитывать его и заставлять расти. Мы уже говорили о (юань цзин), которая представляет собой жизненную эссенцию, унаследованную от родителей. После рождения Изначальная цзин становится наиболее важным источником энергии. Ваша (юань ци) создается именно из этой Изначальной цзин; при этом она смешивается с ци, получаемой из употребленной пищи и вдыхаемого воздуха, обеспечивая организм энергией для роста и деятельности. Естественно, эта смешанная ци также питает и ваш шэнь, но если наполняет ваш шэнь энергией, то укрепляет разум мудрости, контролирующий шэнь. Шэнь, сохраняющийся в своем месте обитания посредством И, который в свою очередь черпает энергию из Изначальной ци, назы­вается Изначальным Шэнь (юань шэнь). Следовательно, истоки вашего Изначального шэнь находятся в Изначальной цзин. Если ваш шэнь обладает повышенной энергетикой, но вместе с тем сдерживается при помощи И, это называется цзин шэнь, что дословно переводится как «семя-дух» или «жизненный дух».

Изначальный шэнь считается центром человеческого существа. Он способен при­вести вас в спокойное состояние, очистить разум и укрепить волю. Когда вы концен­трируете ваш разум на какой-либо задаче, сам процесс называется цзюй цзин хуэй шэнь, что означает «собирать цзин, чтобы встретиться с шэнь» (см. ) . Это подразумевает, что в процессе концентрации вы должны использовать свою Изначальную цзин для того, чтобы встретиться со своим Изначальным шэнь, поднять его так, чтобы разум стал спокойным, уравновешенным и сосредоточенным. Поскольку этот шэнь подпитыва­ется за счет вашей Изначальной ци (каковой считается ци Воды), то Изначальный шэнь считается Шэнь Воды .

Для тех, кто достиг высокого мастерства в занятиях цигун, культивирование собственного шэнь превращается в наиболее важный предмет занятий. У буддистов и даосов конечная цель культивирования шэнь заключается в том, чтобы сформиро­вать, породить Священный Зародыш (сянь тай) (см. ) из своего шэнь, подпитывая его до тех пор, пока духовный младенец не родится и не сможет существовать самостоя­тельно. Однако для обычного энтузиаста цигун вполне достаточно определить в качестве конечной цели занятий культивирование шэнь, подпитывая его ци и одно­временно сохраняя с помощью И контроль над ним. Такой «подросший» шэнь способен управлять ци, эффективно направлять ее, принося здоровье и долголетие.

Шэнь не может быть отделен от мозга. Шэнь - это духовная часть вашего существа, порождаемая и управляемая вашим разумом. Именно разум производит волю, которая сохраняет шэнь в крепком состо­янии. Из-за столь тесной связи китайцы, как правило, используют слова шэнь (дух) и чжи (воля) вместе - шэнь чжи. Вы также должны понимать, что если ваш шэнь поднят на достаточную высоту и крепок, то он тем самым укрепит вашу волю. Благодаря тесной взаимосвязи они будут помогать друг другу. Из сказанного видно, что мозг является материальной основой духа в человеке. Когда говорят «подпитывай свой шэнь», это значит, что необходимо «подпитывать свой мозг». Как мы уже говорили ранее, первоначальным источником этого питания является цзин. При трансформации цзин превращается в ци (см. ) , которая поступает в мозг, питая его и наполняя энергией. В технике цигун этот процесс называется фань цзин бу нао, то есть «возвращение к цзин для того, чтобы питать мозг».

Женьшень – род многолетних трав, относящийся к семейству Аралиевые и включающий чуть больше 10 видов. В естественных условиях его представителей можно встретить на территории Северной Америки, России (Сибирь, Алтай, Урал) и некоторых стран Восточной Азии (Китай, Корея, Япония, Вьетнам). Женьшень обыкновенный или настоящий является одним из самых известных лекарственных растений. Для лечебных целей его специально культивируют, так как природные запасы ограничены и не способны удовлетворить спрос на него. Корень женьшеня обладает адаптогенными и тонизирующими свойствами, укрепляет организм, повышает иммунитет и сопротивляемость к различным болезням. Восточная народная медицина активно использует данное растение на протяжении уже более 2000 лет и считает, что оно продлевает жизнь и сохраняет молодость. Благодаря своим ценным целебным свойствам и сходством формы корня с телом человека женьшень в народе получил следующие названия: корень жизни, соль земли, дар бессмертия, божественная трава, стосил и др.

Ботаническое описание

Местами, где растет женьшень в природных условиях, являются густые тенистые, хвойные, широколиственные, кедровые, грабовые и смешанные леса. Он встречается одиночно или небольшими группами. Ему подходят хорошо дренированные умеренно влажные плодородные почвы, богатые удобрениями. Растение плохо переносит высокую влажность воздуха и прямые солнечные лучи. Размножение осуществляется семенами. Женьшень является долгожителем, его возраст может достигать 100 – 150 лет.

Интересно: Растение сильно истощает почвы, на которых произрастает, поэтому при выращивании в искусственных условиях после сбора, высаживать его на том же месте рекомендуется не ранее, чем через 10 лет.

Корень у женьшеня стержневой (длина до 25 см, диаметр до 3 см), мясистый, сморщенный, снаружи желтовато-белой окраски, веретеновидный, с крупными разветвлениями (до 6 штук). На свежем изломе ровный, белый, имеет сладковатый запах. Форма корня цилиндрическая с выраженными утолщениями в виде колец в верхней части, число которых прибавляется с возрастом. Корневище короткое, суженное, поперечно-морщинистое, располагается наверху корня, имеет рубцы от опавших стеблей. На его верхушке находится зимующая почка, из которой развивается надземный побег. К возрасту 100 лет масса корня растения составляет 300 – 400 г.
Стебель прямой, одиночный, тонкий, длиной до 60 – 70 см, в поперечном сечении круглый, внутри полый, прорастает из зимующей почки. Каждый год отмирает. Листья пальчато-сложные, на длинных черешках (6 – 8 см), состоят из 5 длинных эллиптических или обратнояйцевидных листочков с клиновидным основанием, заостренной верхушкой и мелкопильчатыми краями. Сверху они покрыты редкими волосками. Два боковых нижних листочка размером меньше верхних (длина 2 – 3 см, ширина 1 – 1.5 см), а средний самый крупный (до 15 см в длину и до 4 см в ширину). На вершине стебля образуют мутовку из 2 – 5 штук.

Цветение происходит в середине лета, спустя 8 – 10 лет после прорастания семян. Цветки обоеполые и тычиночные, тычинок 5 штук, пестик с нижней завязью и двумя столбиками. По размеру цветки мелкие (до 2 мм в диаметре), белой окраски, по форме напоминают звездочки. Они собраны чаще по 10 – 20 штук в соцветие простой зонтик диаметром 2 – 3 см на вершине цветочной стрелки, выходящей из центра листовой мутовки. Опыляются самостоятельно, обладают приятным ароматом.

Плоды, представляющие собой сочные ярко-красные двугнездные или реже трехгнездные шаровидные костянки длиной до 10 мм, созревают в конце лета – начале осени. Каждое гнездо содержит по одному морщинистому семени кремовой или белой окраски размером 3 – 6 мм, имеющих форму неправильной окружности или диска.

Химический состав

Полезные свойства женьшеня обусловлены многообразием входящих в его состав активных химических соединений. Основным лекарственным сырьем является корень растения, но иногда применяют также и надземные части. Он содержит:

  • алкалоиды;
  • смолы;
  • витамины (аскорбиновая, никотиновая, пантотеновая, фолиевая кислоты);
  • минералы (S, P, Mg, K, Ca, Co, Mn, Fe, Cu, Mo, Cr, Zn, Ti)
  • дубильные вещества;
  • слизи;
  • тритерпеновые сапонины (гинзенозиды или панаксозиды);
  • полиацетилены (фалькаринол, панаксинол, фалькаринтриол, панаксидол);
  • аминокислоты и олигопептиды;
  • полисахариды (пектины, крахмал);
  • фитостерины;
  • жирные кислоты;
  • эфирные масла (в основном сесквитерпены).

Важно: Установлено, что наибольшее содержание микроэлементов в корне женьшеня обнаруживается ближе к концу вегетационного периода.

Заготовка сырья

Дикорастущий женьшень собирают только при наличии специального разрешения в ограниченных количествах (10 – 15 г). Соответственно, доступно такое удовольствие далеко не каждому травнику.

Заготовку корней производят во время покраснения плодов. Корни аккуратно выкапывают, обрезают надземные части и тщательно очищают от посторонних примесей. Затем 60 минут обрабатывают паром и высушивают в подвешенном состоянии от одного до двух месяцев. После сушки масса корня снижается в 2 – 4 раза и он приобретает светло-коричневый цвет. Заготовленный таким образом продукт называется «желтый корень». Обработку паром можно не делать, в этом случае корни моют холодной водой, высушивают в специальных сушилках при температуре не более 60 °С и тогда получают «белый корень».

Наиболее популярным средством является «красный корень». Для его получения после сбора и очистки корни растения варят 1 час в воде, после чего прокалывают иглами и кипятят 3 часа в растворе тростникового сахара, а затем запекают на открытом огне и высушиваю на солнце до полного затвердевания.

Хранить готовое сырье следует в стеклянных банках не более 3 – 5 лет. Корень женьшеня в народной медицине применяют не только в засушенном, но и в свежем виде. Свежие корни хранят в деревянных ящиках, засыпая их сфагновым мхом, который хорошо сохраняет влагу, обладает антимикробным действием и позволяет им не пересыхать до 5 лет. Без специальной упаковки они сохраняют годность в течение 5 дней.

Важно: Китайский женьшень занесен в международную Красную книгу, остальные его дикорастущие виды строго охраняются региональными законами.

Для лечебных и косметических целей используют главным образом культивируемый женьшень, который заготавливают после достижения им 5 – 8 летнего возраста. Его выращивают на специально оборудованных плантациях или получают из клеточной культуры в условиях лаборатории. Лечебные свойства женьшеня дикорастущего и культивированного идентичны, может лишь слегка отличаться концентрация активных веществ (у искусственно выращенного она ниже). Культивируется растение в России, Австралии, Америке, Японии, Вьетнаме, Китае, но основным производителем является Южная Корея.

Формы выпуска

Культивируемый женьшень выпускается для лечебных целей в различных формах. После сбора корней растения их тщательно исследуют по определенным параметрам и сортируют по уровню качества, которых различают четыре:

  • небесный корень – самый дорогой, идеальный корень женьшеня массой 68 г и более, максимально напоминающий по форме тело человека со строго определенным количеством ответвлений, без каких-либо отверстий и повреждений;
  • земной корень – имеет недостаточное количество ответвлений или не похож на тело человека;
  • хороший корень – все остальные корни, которые нельзя было отнести к указанным выше категориям;
  • резаный корень – корни, которые были повреждены при сборе или обрезаны.

Из корня женьшеня изготавливают следующие виды препаратов:

  • растительное сырье, представляет собой прямоугольные или треугольные желтовато-белые пластины размером до 10 см, в которых видны кусочки нитевидных корешков;
  • настойка;
  • капсулы, таблетки, гранулы;
  • красный женьшень консервированный, продается в запаянных жестяных банках, в завернутом бумагу или упакованном в деревянную коробку состоянии;
  • экстракт красного женьшеня;
  • обработанные паром, готовые к употреблению корни;
  • молотый корень в виде порошка.

В Китае довольно популярным тонизирующим и освежающим средством является особый вид чая женьшень улун. Он характеризуется приятным цветочным пряным вкусом и ароматом. В его состав входят листья зеленого чая и целебные травы. Для его изготовления листья чая скручивают в шарики, обкатывают их в специальном порошке, состоящем из измельченного корня женьшеня, листьев райнекии, листьев падуба и других трав. В результате он приобретает вид шариков или комочков, которые при заваривании горячей водой (80 – 95 °С) разворачиваются и превращаются в целые чайные листы. При изготовлении улуна чай не подвергается полной ферментации, в отличие от обычных традиционных чаев. Этот напиток способствует укреплению нервной системы, помогает справиться с физической и эмоциональной усталостью.

Чай женьшень улунНекоторые фармацевтические производители выпускают различные БАД и витамины с женьшенем, которые оказывают общеукрепляющее действие на организм.

Лечебные свойства

Средства на основе корня женьшеня обладают довольно широким спектром лечебных свойств и воздействуют на самые разные процессы в организме. Они:

  • оказывают тонизирующее действие;
  • усиливают аппетит;
  • останавливают рвоту;
  • помогают быстрее восстановиться после операция и тяжелых заболеваний;
  • повышают работоспособность;
  • нормализуют артериальное давление;
  • снижает концентрацию глюкозы и холестерина в крови;
  • улучшает функцию надпочечников и других эндокринных желез;
  • благотворно влияют на ЦНС, помогают при депрессиях, неврозах и неврастении;
  • увеличивают сексуальное влечение, стимулируют половые функции у женщин и у мужчин.

Настойка из листьев растения может применяться для лечения диабета, трофических язв и некроза тканей.

Прием средств из женьшеня способствует замедлению процессов старения, улучшает память, умственную работоспособность, активность мозга, обменные процессы в организме, повышает его защитные способности.

Настойка женьшеня нашла применение в комплексном лечении диабета, атеросклероза, заболеваний ЦНС, психических переутомлений, неврозов, при синдроме хронической усталости, истощении. Женьшень используется для нормализации давления, благодаря тому, что водные экстракты женьшеня способствуют снижению АД, а спиртовые, наоборот, повышению. Он эффективен при лечении лучевой болезни и последствий радиационного воздействия.

Интересно: В восточных странах корень женьшеня используют в кулинарии. Его добавляют в супы, каши, варят, обжаривают. Порошок из корня применяется как приправа.

Растение эффективно при заболеваниях суставов и остеохондрозе. Оно может использоваться как наружно в виде компрессов и примочек, так и внутрь. Женьшень уменьшает болевые ощущения, снимает воспаление, что значительно облегчает общее состояние больного. Наружно его еще используют при зубной боли, заболеваниях горла и полости рта.

Иммуностимулирующее действие делает эффективным применение женьшеня для профилактики заболеваемости гриппом в период сезонных эпидемий. Кроме того, прием средств на его основе во время ОРВИ помогает снизить вероятность возникновения осложнений и облегчить течение болезни.

Эффективность женьшеня для мужчин

Корень женьшеня для мужчин эффективен при таких проблемах как импотенция, преждевременная эякуляция. Благодаря содержанию сапонинов растение стимулирует половую активность у представителей сильного пола, увеличивает половое влечение, усиливает потенцию и повышает подвижность сперматозоидов. Эффективность женьшеня для повышения потенции обусловлена его сосудорасширяющим действием, он улучшает кровоснабжение и питание полового члена, что приводит к повышению длительности и стойкости эрекции.

Женьшень в косметологии

Эфирное масло женьшеня используется в косметологических целях как компонент в средствах для стимуляции регенерации кожи и роста волос. Оно защищает кожу от обезвоживания, усиливает микроциркуляцию крови, регенерацию клеток, оказывает тонизирующее и бактерицидное действие, замедляет увядание кожи, разглаживает мелкие морщинки. Его добавляют в маски, кремы, бальзамы. Женьшень эффективен для волос, он помогает при их выпадении и перхоти. Настойку корней и листьев растения следует втирать в волосяные луковицы или использовать в разбавленном водой виде для ополаскивания волос.

Женщины иногда используют женьшень для похудения в виде капсул или таблеток, благодаря нормализации обменных процессов он способствует избавлению от лишнего веса

Интересно: Женьшень относится к растениям, с которыми связаны различные легенды. Согласно одной из них растение появляется в том месте, где молния ударяет в уходящий впоследствии под землю источник.

Аналоги женьшеня

В народной медицине по лечебным свойствам женьшень часто сравнивают с элеутерококком, который в народе называют еще «сибирским женьшенем». Оба эти растения относятся к адаптогенам и принадлежат к одному и тому же семейству Аралиевые. На вопрос, что лучше женьшень или элеутерококк тяжело дать однозначный ответ. Элеутерококк оказывает более медленное и плавное действие, эффект от его применения накапливается постепенно, но зато сохраняется дольше. В отличие от женьшеня природные запасы элеутерококка богаче. Он оказывает более выраженное влияние на нормализацию углеводного обмена и в большей степени снижают уровень глюкозы и холестерина в крови. Случайная передозировка средствами из элеутерококка будет иметь не такие серьезные последствия для организма.

Способ применения

В народной медицине из корня женьшеня готовят мази, пасты, настойки, отвары, чаи, а также используют в виде сухого порошка.

Предупреждение: Любые средства из женьшеня следует употреблять внутрь в первой половине дня, в противном случае возможны проблемы с ночным сном вследствие стимулирующего действия растения.

Настойка женьшеня на водке при суставных болях

Измельченный сухой корень (15 г) заливают 500 мл водки и выдерживают смесь 2 недели. Используют для растираний и компрессов при болях в суставах. Растирания проводят 1 – 2 раза в день. Для компресса настойкой пропитывают сложенную в несколько раз марлю и прикладывают к больному месту на 30 минут утром и вечером.

Медовая вытяжка

Измельченный корень женьшеня в количестве 25 г помещают в 500 г меда. Ставят смесь в темное место на 2 недели. Затем аккуратно извлекают остатки корней. Принимают по 1 ч. л. в день при головной боли, усталости, простуде.

Женьшень с виноградным соком

Измельченный свежий корень растения смешивают с 30 – 40 мл виноградного сока. Полученное средство принимают внутрь за 30 минут до еды:

  • при артрите (по ½ ч. л. дважды в день);
  • при мышечных болях (по ¼ ч. л. раз в день);
  • от облысения (по 1.5 ст. л. раз в день);
  • для укрепления иммунитета и профилактики различных заболеваний (по ½ ч. л. дважды в день);
  • при гипертонии (по ½ ч. л. дважды в день).

При острой зубной боли данное средство эффективно втирать в десну, а при мозолях – в болезненные участки на стопах.

Женьшеневая паста

Корень (2 ст. л.) измельчают, заливают горячей водой (2 ст. л.), оставляют на 3 часа, затем ставят на водяную баню, нагревают при перемешивании до 60 – 70 °C, дают остыть и используют по назначению. Данная паста эффективна в виде втираний при кожных заболеваниях и угревой сыпи, для лечения мозолей.

Меры осторожности

Несмотря на большой список полезных свойств женьшеня, имеются и противопоказания к его применению, поэтому перед началом лечения необходима консультация врача. Его принимают курсами, продолжительность которых должна составлять не более месяца. Корень растения не следует использовать для лечения, если у человека имеется:

  • повышенная нервная возбудимость;
  • тяжелая форма артериальной гипертензии;
  • нарушения ночного сна;
  • кровоточивость;
  • эпилепсия, судорожные состояния;
  • гиперфункция желез внутренней секреции;
  • инфекционные и воспалительные заболевания в стадии обострения;
  • индивидуальная непереносимость растения;

Женьшень также противопоказан детям, женщинам в период беременности и кормления младенца грудью. При его приеме могут наблюдаться следующие побочные эффекты: аллергические реакции, расстройства стула, носовое кровотечение, головные боли, бессонница, тошнота и рвота, тахикардия, перевозбуждение нервной системы. При их появлении следует прекратить прием и обратиться к врачу.

При лечении женьшенем следует учитывать, что он повышает чувствительность организма к другим стимуляторам, например кофеину, алкоголю.

Важно: Прием средств из женьшеня для мужчин может сопровождаться эпизодами повышения АД, учащением сердцебиения, нарушениями сна, поэтому бесконтрольное их употребление опасно.

Дух" ("духи", "душа", "одухотворение", "одухотворенность", "духовность", "разум", "разумность", "святость", "непостижимое", "чудесное"). Категория кит. философии и культуры. Смысловое содержание имеет три осн. аспекта: 1) мистико-религ. - "дух", божество, персонификация духовных субстанций (часто в сочетании гуй Ш., "нави и духи"); 2) космология. - духовная субстанция, потенциально содержащаяся в "изначальной" (юань ци) и актуально в мировой "пневме" (ци ), одно из субстантивированных мировых "начал" наряду с "пневмой" и "семенем" (цзин восприятия" (гань) вещей, что особенно отчетливо выражено в неоконфуцианстве. В древнейших памятниках ("Ши цзин", осн. текст "Чжоу и") и первых текстах конф. традиции Ш. подразумевает персонифицированные потусторонние силы. Принципы конф. отношения к ним заложил Конфуций (6 - 5 вв. до н.э.): "Почитаю духов, но держусь от них в отдалении" ("Лунь юй"); в др. пассажах "Лунь юя" и в "Цзо чжуани" по отношению к "Небу и духам" рекомендуется "почтительная осторожность" (цзин ). В "Чжун юне" обладатель "высшей подлинности/искренности" (см. Чэн ), способный предвидеть грядущее, объявляется "подобным духу". Примерно с 4 в. до н.э. религ. и филос. интерпретации понятия Ш. начинают отчетливо различаться. В "Си цы чжуани" Ш. объявляется тем, что "непостижимо в инь ян"; там же предвидению грядущего приписывается "духовно-божеств." характер, но уже начинает оформляться представление о Ш. как потенции разума и психики, "проникнутой разумным долженствованием" (цзин и). В "Дао дэ цзине" дао объявлено "одухотворяющим" (Ш.) началом всего сущего, в т.ч. "навей и духов"; но если Поднебесная гармонизирована (в ней "царит дао"), то "нави в ней не одухотворены" (бу Ш.). В "Чжуан-цзы" (4 - 3 вв. до н.э.) признается существование "людей-духов" (Ш. жэнь), к-рые в идеальном краю "питаются ветром и пьют росу". Там же содержится аналогичное "Дао дэ цзину" положение об "одухотворении" дао "навей и владык", а Ш. предстает как субстанция, способная "иметь разрывы" и обусловливающая "духовную жизнь" (Ш. шэн), "устойчивости" к-рой угрожает "механич. сердце" (цзи синь, см. Цзи ) - произвольное эгоистич. хитроумие; "целостность духа" обусловлена гармонич. целостностью телесной "формы" (син ). Конфуцианцев 4 - 3 вв. до н.э. интересовали гл. обр. онтологич. и гносеопсихологич. аспекты Ш. В "Мэн-цзы" постулировано единство "телесной пневмы" (ти ци) и "духовной пневмы" (Ш. ци), а в "Сюнь-цзы" Ш. как психоэмоциональное начало объявлялось вторичным и зависимым от "оформленной плоти" (син цзюй). В преимущественно даос, по характеру трактате 2 в. до н.э. "Хуайнань-цзы" впервые представлена завершенная космологич. интерпретация Ш. в связи с его гносеопсихологич. толкованием: "дух" входит в триаду субстантивированных "начал" (юань ) Вселенной, или "трех цветков" (сань хуа), причем м.б. производным от "семени" (цзин (3]), способного "утончаться" до состояния Ш. Основой ("движением") знания в "Хуайнань-цзы" объявлен "отклик духа" как разума и психики на взаимодействие субъекта с объектом. Подобно "Чжуан-цзы", духовные качества ("духовная благодать/добродетель" - Ш. дэ, см. Дэ ) противопоставлены "механич. сердцу" (ци се чжи синь). С эпохи Хань (3 в. до н.э. - 3 в. н.э.) одной из важных филос. тем для конфуциански ориентированных мыслителей стала проблема соотношения "[телесной] формы" (син ) и Ш., идущая от "Чжуан-цзы" и "Сюнь-цзы". Хуань Тань (кон. 1 в. до н.э. - нач. 1 в. н.э.) и Ван Чун (1 в.) уподобляли Ш. огню, а "[телесную] форму" - зажженной им свече; по Ван Чуну, "человек порождается духовной пневмой (Ш. ци) и со смертью вновь в нее возвращается". Синь Юэ (2 в.) сформулировал развитый впоследствии в неоконфуцианстве тезис о Ш. как одной из составляющих человеч. "природы" (син ) наряду с "[телесной] формой". В рамках соотношения син и Ш. в 4 - 6 вв. первые представители антибуд. пропаганды рассматривали буд. учение о сансаре (см. Луньхуэй), истолковывая его как утверждение о "бессмертии души" (см. Шэнь бу ме). В различных течениях средневек. даосизма натурфилос. истолкование субстанции Ш. пересекалось с объяснением природы и функций духов. Напр., представитель течения сюань сюэ, разрабатывавшего и даос., и конф. проблематику, Хэ Янь (2 в.) объяснял Ш. как "дела навей и духов". В "учении о бессмертии" (сянь сюэ) на первый план вышла идея "одухотворения" (Ш.) "тела/личности" (шэнь ) адепта как условие приобщения к всеединству и всемогуществу бессмертного дао и превращения в "святого-бессмертного" (Ш. сянь). С развитием в рамках "учения о бессмертии" "внутреннеалхимич." (нэй дань) традиции задача литургич. общения с духами отошла на задний план по отношению к претворению "пневменных" (ци ) субстанций человеч. тела в "дух", воплощенный в "пневме ян" (ян ци), что выдвинуло в разряд первоочередных проблему локализации этих субстанций в организме. Идея сосредоточения Ш. в сердце, восходящая к "Гуань-цзы" (4 - 3 вв. до н.э.) и закрепленная в древнейшем медиц. трактате "Хуан-ди нэй цзин" ("Канон Желтого императора о внутреннем", 2 - 1 вв. до н.э.), начиная с Гэ Хуна (3 в.), уступила место восходящим к Дун Чжуншу (2 в.) представлениям о локализации Ш. в голове, где, по учению "внутр. алхимии", располагается "верхнее киноварное поле" (дань тянь); в среднем (грудь) и нижнем (живот) "киноварных полях", в к-рых "бессмертный зародыш" проходит различные этапы развития, помещались соответственно "пневма" и "семя". Эти представления оказали значительное влияние на теорию кит. медицины, в к-рой впоследствии за основу была принята компромиссная схема, предусматривающая пять "киноварных полей" и учитывающая представления о локализации Ш. в голове и сердце, а также его присутствие во всех внутр. органах. На представления о Ш. в неоконфуцианстве определяющее влияние оказали идеи Чжоу Дуньи и Чжан Цзая (11 в.). Первый акцентировал гносео-психологич. сущность "духовности" (Ш.), объявив ее "следующим за восприятием проникновением [в суть вещи]"; второй дал развернутое обоснование тезиса о Ш. как проявлении дао, обусловливающем способность вещей к "[взаимо]восприятию" (гань) и тем самым "превращению" (хуа) единой мировой "пневмы", интерпретировав бином гуй Ш. в онтологич. смысле как потенции дуальных космич. сил инь ян соответственно к "сгибанию/сжатию" (цюэ) и "выпрямлению/расширению" (шэнь ) "пневмы". Взгляды Чжан Цзая на содержание понятия Ш. были восприняты представителями осн. направлений неоконфуцианства: Чэн [братьев] - Чжу [Си] школы и Лу Щзююаня] - Ван [ Янмйна] школы. Так, Чжу Си (12 в.) заимствовал определение Чжан Ц заем функций гуй Ш. в русле его же концепции неуничтожимой "пневмы", а Ван Янмин (кон. 15 - нач. 16 в.) интерпретировал Ш. как "утонченное применение" ("проявление" - юн , см. Ти - юн) единой "пневмы". В средневек. кит. эстетике (напр., у Чжан Пу, 17 в.) "одухотворение" (Ш.) рассматривалось как форма претворения духовного начала в произв. искусства посредством внезапного озарения. Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 2. М., 1964 (по Указателю - "Дух"); ** Буров В. Г. Мировоззрение кит. мыслителя XVII века Ван Чуань-шаня. М., 1976. С. 45 - 6; Лисевич И.О. Лит. мысль Китая на р-же древности и ср. веков. М., 1979 (см. по Указателю); Померанцева Л.Е. Поздние даосы о природе, об-ве и искусстве ("Хуайнаньцзы" - II в. до н.э.). М., 1979. С. 54 - 69; Кобзев А.И. Учение Ван Янмйна и классич. кит. философия. М., 1983 (см. по Указателю); Гэ Жунцзинь. Чжунго чжэсюэ фаньчоу ши (История категорий кит. философии). Харбин, 1987. С. 202 - 15; Chang С. Reason and Intuition in Chinese Philosophy // PEW. 1954. Vol. 4. N 2; ffuang Siu-chi. Chang Tsais Concept of Chi // PEW. 1968. Vol. 18. N 4. cm. также лит-ру к ст. Ци , Цзин , С янь сюэ, Фань Чжэнь. А.Г. Юркевич

Одно из субстантивированных мировых “начал” наряду с ци) и проявляющиеся в виде “воли” (чжи) и “мысли/идеи” (и).

Согласно традиционным религиозным представлениям, шэнь персонифицируют прежде всего духов предков; дух человека, должным образом не похороненного и лишенного заботы потомков (жертвоприношений), превращается во вредоносного навя (гуй). В памятниках сер. 1-го тысячелетия до н. э. упоминаются “горние души” (хунь) и “дольние души” (по; см. Хунь по). Представления о них стали общепринятыми для всех исконно китайских религий. Считается, что душ-хунь определяет и мышление человека, тогда как душипо обусловливают жизнедеятельность. По смерти человека души-хунь становятся духом-шэнь и впоследствии растворяются в небесной субстанции (ци-“пневме”), а души-по могут превращаться в навя, пребывают в подземном царстве “желтого источника” и растворяются в “земной пневме”. Принципы конфуцианского отношения к духам как потусторонним силам заложил Конфуций: “Почитаю духов, но держусь от них в отдалении” (“Лунь юш”, VI, 20); по отношению к “Небу и духам” он рекомендовал “почтительную осторожность” (цзин). Такая Учителя обусловила полное отсутствие собственно религиозно-мистического пласта в конфуцианстве.

Примерно с 4 в. до н. э. религиозные и философские интерпретации шэнь начинают отчетливо различаться. В “Си цы чжуани” (см. “Чжоу и”) шэнь объявляется тем, что “непостижимо в янь як” (1,5); там же начинает оформля" ".ся о шэнь как потенции разума и психики. В “Дао цяте” объявлено “одухотворяющим” (шэнь) началом всего сущего, в т. ч. “навей и духов”, но если Поднебесная гармонизирована (в ней “царит дао”), то “нави в ней не одухотворены” (1,10, II, 5 и т. д.); бином гуй шэнь предстает обозначением динамических сил космоса, воплощенных в “осемененной пневме” ( ци). В “Чзкуан-цзы” содержится аналогичное “Дао дэ цзину” положение об “одухотворении” дао “навей и владык/предков”, а шэнъ предстает как субстанция, способная “иметь разрывы” и обусловливающая “духовную жизнь”, или “духовное порождение” (шэнь ); “целостность духа” обусловлена гармонической целостностью “[телесной! формы” (сик). В конфуцианских трактатах 4-3 вв. до н. э. рассматриваются гл. о. гносео-психологические аспекты шэнь. Так, в “Сюнь-цзы” шэнь как психоэмоциональное начало объявлялось вторичным и зависимым от “оформленной плоти” (cwr цэюп).

Завершенная космологическая шэнь, связанная с его гносео-психологическим толкованием, представлена в *Хуайнань-цзы”: “дух” входит в триаду субстантивированных “начал” (юань) Вселенной, или “трех цветков” (сань ), и может быть производным от “семени” (цзин), способного “утончаться” до состояния шэнь (VII, 129). Шэнь выступает там условием “разумности” человека (VII, 29).

Обозначением “духа”, “духовной силы” и “духовности” является также “лин”, зафиксированное в трактатах 4-2 вв. до н. э. Оно обычно ассоциировалось со сферой “небесного”. Иногда применялось как коррелят шэнь, напр. в “Дао дэ цзине” означало шэнь - “чуткость”, “одухотворенность”. Понятие “лин” менее терминологизировано и обычно меняется в сочетаниях: лин ци (“одухотворенная пневма”). проникающая в “сердце” и исходящая из него (“Гуань-цзы”), лин тай (“престол духа”) - “сердце” как вместилище всего сущего, лин шу (“столп духовности”) - раздела древнейшего медицинского трактата “Хуан-ди нэй цзин” (“Канон Желтого императора о внутреннем”, 2-1 вв. до н. э.), лин бао (“одухотворенная драгоценность”, или “дух и драгоценность”) - обозначение душ-хунь и душ-по в даосизме и т. п.

В первые века н. э. одной из заметных философских тем стала соотношения (“[телесной] формы”) и шэнь. Хуань Тань ( . 1 в. до н. э. - нач. 1 в. н. э.) и Ван Чун уподобляли шэнь огню, а “[телесную] форму” -зажженной им свече; по Ван Чуну, “человек порождается духовной пневмой (шэнь ци) и со смертью вновь в нее возвращается”. Сюнь Юэ (2 в.) сформулировал развитый впоследствии в неоконфуии анстве о шэнь как одной из составляющих “[индивидуальной] природы” (син) наряду с “[телесной] формой”. В 4-6 вв. противники буддизма из числа конфуцианцев через призму проблемы соотношения “формы” и “духа” рассматривали буддийское учение о сансаре, истолковывая его как апологию “бессмертия человеческого духа”. Ревнитель конфуцианских ценностей Хань Юй рассматривал “навей и духов” (гуй шэнь) как “оформленные” структуры, имеющие “вещное” , но чувственно не воспринимаемые (“беззвучные”). Совершение недолжного поступка, идущего вразрез с устоями миропорядка, вызывает воздействие “навей” на “формы” явленного мира, что ведет к несчастьям. В “учении о бессмертии” (сянь сюэ) средневекового даосизма на первый план вышла “одухотворения” (шэнь) “тела/ личности”, которое считалось условием приобщения к всеединству и всемогуществу вечного дао и превращения в “святого-бессмертного” (шэнь сянь). Основным средством такой трансформации считалась - сначала инструментальная (“внешняя”), а затем медитативная (“внутренняя”), нацеленная на создание “бессмертного зародыша” из субстанций организма. “Внутреннеалхимическая” отодвинула задачу литургического общения с духами на задний план по отношению к претворению “пневменных” субстанций в “дух”. Технический этой задачи требовал локализации соответствующих субстанций в организме. До новой эры, видимо, преобладало , зафиксированное в “Гуань-цзы” и закрепленное в “Хуан-ди нэй цзин”, о сосредоточении шэнь в сердце. У β Хуна в “Баопу-цзы” представлена восходящая кДун Чжуншу о локализации шэнь в голове. Там, по учению “внутренней алхимии”, располагается “верхнее киноварное поле”; в среднем (грудь) и в нижнем (живот) “киноварных полях”, в которых “бессмертный зародыш” проходит различные этапы развития, помещались соответственно ци“пневма” и цзин-“семя”. Эти представления оказали значительное влияние на теорию китайской медицины и психопрактики, в которой впоследствии возобладала компромиссная схема: она предусматривала пять “киноварных полей” и учитывала представления о локализации шэнь в голове и сердце, а также его присутствие во всех внутренних органах.

Неоконфуцианская шэнь сформировалась под определяющим влиянием идей ЧжоуДуньи и Чжан Цзая. Первый акцентировал гносео-психологическую “духовности” как “проникновение [в суть вещей]”. У второго шэнь предстает как дао, обусловливающее вещей к “[взаимо]восприятию” (гань). Оно является условием “превращения” (хуа) единой мировой “пневмы”, а “нави и духи” - космическими сущностями, потенциями дуальных космических сил ян соответственно к “сгибанию/сжатию” и “выпрямлению/расширению” “пневмы”.

Лит.: Лисевич И. С. Литературная Китая на рубеже древности и средних веков. М., 1979; КобзевА. И. Учение Ван Янмина и классическая . М., 1983; ГэЖунцзчнь. Чжунго чжэсюэ фаньчоу ши (История категорий китайской философии). Харбин, 1987, с. 202-15.

А. Г. Юркевич

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Смотреть что такое "ШЭНЬ" в других словарях:

    - 沈括 Дата рождения … Википедия

    В древнекитайской мифологии и космологии особая категория, в известной мере соответствующая понятиям «дух», «божество», «душа». Под Ш. подразумевались и небесные духи, противопоставляемые злым духам, бесам гуй и некое одухотворяющее начало,… … Энциклопедия мифологии

    ШЭНЬ, в китайской мифологии название божеств духов … Энциклопедический словарь

    В китайской мифологии название божеств духов … Большой Энциклопедический словарь

    Олимпийские награды Фигурное катание Бронза 2002 Пары Бронза 2006 Пары … Википедия

    Или Шенси, по китайски Шэнь си шэн одна из 18 ти китайских провинций Собственного Китая, расположенная между провинциями Гань су на зап., Шань си на вост., Хэ нань и Ху бэй на ю. востоке и Сы чуань на юге. Занимает горную страну, орошаемую… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона





Copyright © 2024 Магический портал для всех.